ГБОУ "Виноградненская школа Новоазовского М.О."
Муниципальный округ Новоазовский, село Виноградное
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Что такое готовность ребенка к школе

    – это совокупность разных факторов и личностных особенностей ребенка. К основным видам готовности к обучению можно отнести физическую, психологическую и социальную готовность.

    Физическая готовность

    Уровень физического развития определяется оценкой целого ряда критериев. В первую очередь оцениваются базовые биологические показатели (рост, вес, работоспособность, и т.д.) и состояние здоровья малыша. Именно для этого все будущие первоклассники перед школой проходят медицинский осмотр. Особое внимание уделяется работе слуховой и зрительной системы.

    К физической готовности относят также навыки самообслуживания. Ребенок, который готов начать обучение в школе должен уметь самостоятельно завязывать шнурки, переодевать одежду, мыть руки, пользоваться туалетом, пользоваться столовыми приборами, следить за порядком своего рабочего места, а также за собственной чистотой и опрятностью.

    Для качественного обучения в школе важно иметь достаточный уровень развития мелкой моторики рук. Ребенок должен уметь держать карандаш и ручку в руке, оперировать мелкими предметами, чертить ровные линии и прочее.

    Психологическая готовность

    В понятие психологической готовности также входит сразу несколько аспектов.

    Умственная готовность. Перед началом обучения в школе необходимо определить достаточный ли уровень знаний имеет ребенок об окружающем мире, как он усваивает новую информацию, есть ли у него тяга к новым знаниям, насколько устойчиво его внимание и память.

    Социальная готовность. 

    Социальную готовность ребенка можно определить по следующим критериям. Он должен уметь заводить разговор со сверстниками, при этом первокласснику нужно уметь как поддержать разговор, так и выслушать собеседника. Важно, чтобы малыш понимал социальную иерархию в школьном коллективе и знал, что необходимо слушать и выполнять указания учителей на уроках.

    Эмоциональная готовность. Определяется уровнем ожидания ребенка похода в школу, его стремлением узнавать что-то новое и достигать результатов, организованностью, самостоятельностью и сдержанностью.

    В рамках психологической готовности важно также упомянуть о мотивационной зрелости. Задача родителей выстроить общение на тему школы таким образом, чтобы ребенку хотелось туда пойти для получения новых навыков и знаний, а не для получения, например, нового рюкзака и красивых канцелярских принадлежностей.

    Специальная готовность

    Для успешного вхождения в учебный процесс ребенку важно обладать некоторыми практическими навыками и теоретическими знаниями.

    Графические навыки. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку в руке и уметь чертить ровные горизонтальные и вертикальные линии, простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), штриховать и зарисовывать, не выходя за рамки объектов.

    Восприятие пространства. Будущий первоклассник должен знать и уметь применять такие понятия, как «высоко – низко», «право – лево», «далеко – близко».

    Мыслительные навыки. Определить уровень развития образного мышления можно, попросив ребенка описать картинку или составить рассказ о себе.

    Знания об окружающем мире. В эту категорию входят знания о временах года, некоторых растениях, днях недели, цветах, своем городе, семье и т.д.

    Физические навыки. Ребенку нужно знать базовые физические упражнения (приседания, наклоны вперед и в стороны, круговые движения руками и прочее).

    Вычислительные навыки. Он должен уметь считать в рамках десяти и знать состав числа в рамках десяти, например, понимать, что число 4 можно сложить из 2+2 или 3+1.

    Чтение. К первому классу рекомендуется, чтобы ребенок знал от 10 букв, из которых мог бы сложить и прочитать слоги или слова.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

    Диагностика готовности к школьному обучению, включает:

    1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
      • общего физического развития;
      • моторики руки;
      • работоспособности;
      • характеристики движений;
      • произвольной регуляции действий.
    2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
      • восприятия;
      • памяти;
      • внимания;
      • мышления;
      • речи;
      • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
    3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
      • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
      • уровня развития коммуникативных навыков;
      • мотивации к обучению;
      • самооценки.

    Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.

    Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

    Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

    • рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
    • неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
    • быстро утомляется, раздражителен;
    • не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
    • не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
    • испытывает трудности в усвоении учебного материала;
    • часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
    • тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.
    • Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    1. Как понять, готов ли ребенок к школе? Что он должен знать и уметь?

       Действительно, поступление ребенка в школу-это очень важный этап в его жизни.И от того насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения и , в какой то мере, вся его дальнейшая жизнь. Подготовку к школе нужно начать заблаговременно, за полгода-год до поступления. Понятно, что за месяц подготовить ребенка к школе невозможно.

       Педагоги и психологи выделяют несколько критериев готовности к школе. Это интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, логопедическая и физическая готовность к учебе.

       Интеллектуальная готовность связана с такими качествами, как память, внимание и мышление. Ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес, день рождения. Он  должен правильно определять геометрические фигуры, знать цвета, ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «право-лево», «над и под» и проч. Будущий первоклассник должен уметь обобщать, находить сходства и отличия. Для этого существуют различные тесты. Например, ребенку показывают картинки с изображением  ели, березы и клена, и ребенок должен понимать, что все вместе, в общем – это дерево.

       Едва ли не самым важным критерием интеллектуальной готовности является способность поддерживать внимание. Эта функция у ребенка развивается постепенно. Малыш легко отвлекается, а более старший ребенок способен, в какой- то степени контролировать свое внимание. Даются простые упражнения на развитие внимания. Например, ребенка просят послушать и определить,  какое слово длиннее, или с какой буквы начинается.

       Необходимо, чтобы ребенок мог говорить развернутыми фразами. Для этого при подготовке к школе важно с ним чаще разговаривать, поощрять выражение своих мыслей и чувств. Хорошо, если перед школой ребенок умеет читать и считать.

       Психологическая готовность определяется тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. Увеличивается его познавательная активность. Он уже в какой-то степени может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и может взаимодействовать с другими взрослыми, кроме своих родителей. Очень важна мелкая моторика рук, это поможет малышу легче освоить письмо. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, застегивать пуговки и завязывать шнурки. Существует масса методик для развития мелкой моторики и нужно обратить на это особенное внимание.

       Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве, времени. Педагоги придают большое значение тому, как ребенок ориентируется  «на бумаге». В развитии этого навыка очень хорошо помогают  «клеточные диктанты», родитель ставит точку на листе в клеточку и просит ребенка : «отложи три клеточки влево или вниз» и т.д.

       Еще один важный критерий -социальная готовность. С возрастом ребенок становится более социальным, он научается устанавливать контакты со своими ровесниками и взрослыми и стремится к этому новому общению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур. С другой стороны он берет пример со своей семьи, копирует поведение родителей. Перед школой ребенок должен владеть всеми навыками самообслуживания, уметь раздется, одется, кушать, собрать портфель. Он должен быть обучен правилам этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы. Ребенок должен уметь подождать своей очереди, когда это необходимо. Будущий первоклассник должен уметь взаимодействовать с коллективом, помогать более слабым и т.д.

       Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый большой мир и от этого порой зависит его жизнь и здоровье.

       Перед школой у ребенка должна быть сформирована мотивационная готовность. Опять таки с одной стороны это зависит от психологической зрелости ребенка. Если он еще не готов, то будет отвлекаться и предпочитать игры учебе. Такие дети легко узнаются в классе. Зачастую, они достают игрушки и начинают играть на уроках. Если их просят достать карандаши, то эти дети достают их последними. Так что важно не торопиться, а лучше отдать на следующий год. В этом нет проблемы. Дети растут по-разному, но к средней школе все более менее психологически выравниваются. А вот если он с самого начала чувствует себя неумехой или неудачником, то это может вызвать комплексы в дальнейшей жизни.

       С другой стороны мотивация формируется воспитанием . Если ребенок хочет в школу , чтобы «носить красивый ранец», то он еще не готов. Будущий первоклассник должен хотеть учится,  получать знания ,например, чтобы «стать доктором» или  даже «заработать много денег». То есть ребенок, в какой-то степени должен осознавать важность и нужность обучения в своей дальнейшей жизни.

       Физическая готовность определяется тем, что у него нет проблем со здоровьем, которые могут помешать обучению в общей школе. У него должно быть нормальный слух, зрение и моторика.

       Сейчас у многих детей бывают сложности с произношением звуков. Это определяет логопедическую готовность. Потому что, если ребенок неправильно произносит звуки, то часто начинает и писать их неправильно. Поэтому с визитом к логопеду лучше не затягивать.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Поступление в школу – важный этап в жизни каждого ребенка, в формировании его личности. В этот момент он примеряет на себя новую роль. Меняется его образ жизни, распорядок дня, появляются новые обязанности. Для дошкольника ведущим видом деятельности была игра, теперь это – обучение. Для благоприятного включения в новую среду необходимо понимать, готов ли ребенок принять на себя такую роль.

    Психолог назвала критерии готовности ребенка к обучению в школе. Также она рассказала, как развить в оставшиеся летние месяцы необходимые навыки, которые позволят будущему первокласснику легче адаптироваться и стать успешным во всех предметах.

    «Умение считать, читать и писать не всегда обеспечивают первокласснику успешность в обучении. Кроме того, если ребенка рано “посадить за парту”, то может возникнуть риск, что к первому классу у него исчезнет желание учиться. Всем нам хорошо известны истории, когда читающий ребенок не может спокойно сидеть на уроке, не слушает и не слышит учителя, не может самостоятельно приступить к выполнению задания. И, наоборот, когда ученик, не умеющий первого сентября писать, очень быстро осваивает школьные премудрости и с удовольствием каждый день бежит в школу. Школьная готовность, или школьная зрелость – довольно сложное понятие, которое складывается из многих составляющих. В этом случае мы говорим не столько о знаниях, которыми необходимо обладать при поступлении в первый класс, а о комплексном состоянии ребенка, которое подразумевает под собой физиологическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую и личностно-социальную готовность», – отметила Оксана Корчагина.

    Физиологическая готовность включает как развитие мелкой моторики для овладения навыками письма, так и уровень созревания структур головного мозга. Не рекомендуется спешить и отдавать в школу ребенка шести лет, даже если он обладает глубокими интеллектуальными познаниями. Созревание лобных долей происходит ближе к семи годам и позволяет детям контролировать поведение и выдерживать длительность урока, не отвлекаясь на внешние раздражители.

    Социальная, или личностная, готовность включает отношение ко взрослым, сверстникам и самому себе. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным набором качеств, которые позволят ему взаимодействовать с окружающими в деятельности, имеющей конкретную цель. Сюда же относится потребность в общении.

    Особое значение в личностной готовности имеет внутренняя позиция школьника, то, что обычно называют мотивацией к учению. На начальном этапе она складывается из желания приобрести новый социальный статус – статус школьника, а также из познавательной активности, которая подталкивает ребенка к познанию нового через учебную деятельность.

    Интеллектуальная готовность подразумевает, что к первому классу у ребенка сформирован определенный набор знаний об окружающем мире. Будущий школьник должен уметь ориентироваться в направлениях (лево-право, верх-низ), знать времена года, находить отличия у предметов, уметь выполнять работу по образцу. Важно помнить и о развитии речи как высшей психической функции. Ребенок должен обладать определенным словарным запасом, правильно использовать интонацию, понимать и объяснять смысл прочитанного в соответствии с возрастом.

    Эмоционально-волевая готовность – также значимый компонент школьный зрелости. Она подразумевает способность ребенка заниматься определенным видом работы в течение установленного времени, умение соблюдать определенные правила.

    «Помочь ребенку подготовиться к школьному обучению не так сложно, как кажется на первый взгляд. Развивайте мелкую моторику: лепите, раскрашивайте, собирайте паззлы, конструктор, занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Помните, что такие занятия развивают не только мелкую моторику, но и те отделы головного мозга, которые отвечают за речевое развитие ребенка. Также не стоит забывать об общем физическом развитии. Хорошо развитая костно-мышечная система подготовит ребенка к длительному пребыванию за партой и позволит сбросить лишнее напряжение, поэтому включайте в распорядок дня физическую активность», – сообщила психолог.

    Специалист посоветовала родителям поддерживать любознательность ребенка, особенно когда он проявляет ее в виде огромного количества вопросов. Не следует дистанцироваться от него в этот момент. Лучше показать разные способы получения информации: что-то можно спросить у воспитателя в дошкольной группе, что-то – узнать из большой книги с картинками, которая есть в библиотеке или у вас дома. Если вы не знаете ответа на вопрос ребенка, значит это прекрасный повод провести время вместе за поиском ответа. Если образование будет ассоциироваться не с обязанностью каждого человека, а с возможностью открыть для себя большой мир разной информации, то это позитивно скажется в дальнейшем на желании учиться.

    Нужно обязательно играть с будущим первоклассником в игры с правилами – настольные, подвижные, творческие.

    Умение соблюдать правила, принимать ответственность за их несоблюдение – важнейший навык будущего школьника. Объясняйте ребенку, почему нужно их соблюдать, и как это влияет на совместную работу людей.

    Также специалист рекомендует больше читать и делать это не только перед сном, чтобы можно было обсудить с ребенком прочитанное. Разные литературные произведения позволяют развить активный и пассивный словарный запас. Выразительное чтение также формирует у ребенка навык адекватной демонстрации собственного эмоционального состояния. Обсуждайте смысл прочитанного, просите ребенка объяснять поведение персонажей.

    «Не забывайте, что самым важным в подготовке ребенка к школе является ощущение безопасности и любви, поддерживайте его, обсуждайте его страхи и переживания, показывайте, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь. Понимающий взрослый рядом – неотъемлема часть успешного обучения в школе», – заключила психолог.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время
    Понедельник 08:00-16:00
    Вторник 08:00-16:00
    Среда 08:00-16:00
    Четверг 08:00-16:00
    Пятница 08:00-16:00

    Записать ребёнка в школу

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике